Морозов В.Е.
- Подробности
- Категория: Имена
- Создано 07.04.2020 12:45
- Опубликовано 07.04.2020 12:45
- Просмотров: 981
МОРОЗОВ Василий Евлампиевич
Ермак, Мурзов
13 (1) апреля 1885 г.— 11 ноября (29 октября) 1917 г.
"Василий Евлампиевич был активным работником и принимал самое деятельное участие в революционном движении. Рабочие его очень любили и доверяли ему.
Из воспоминаний о В. Е. Морозове
Депутат первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета 1905 г. Василий Евлампиевич Морозов родился в д. Бяково Авдотьинской волости Шуйского уезда Владимирской губернии(в настоящее время Ивановский район Ивановской области). Окончив начальную школу, поступил сначала в пилозубную кустарную мастерскую, потом — учеником слесаря на фабрику Зубкова в Иваново-Вознесенске. Здесь он встретился и подружился с Иваном Уткиным, который привлек его к партийной работе. Морозов распространял листовки и прокламации, участвовал в массовках, выступал на собраниях. В 1904 г. он был принят в РСДРП.
Летом 1905 г., когда в городе началась всеобщая стачка текстильщиков, рабочие фабрики избрали слесаря В. Е. Морозова своим представителем в Совет. Будучи заместителем начальника боевой дружины И. Н. Уткина (Станко), депутат Морозов организовал дежурство рабочих у остановившихся фабрик, чтоб не допустить к работе штрейкбрехеров, вербовал новых дружинников, учил их обращению с огнестрельным оружием. Работал он под партийной кличкой Ермак.
В период реакции и черносотенного разгула за ним велась усиленная слежка. 22 октября, после ремонтных работ на фабрике, Ермак вместе с товарищами Красильниковым и Соловьевым возвращался домой. Шли они по Сретенской улице(в настоящее время – улица Дзержинского), когда на нее вышла толпа черносотенцев. Шедшие впереди несли портрет царя и национальный флаг. Увидев рабочих, они остановились, потом от толпы отделились человек 15—20 и окружили Морозова с товарищами. Послышались выкрики: «Бей депутатов!» И кольцо стало угрожающе сжиматься. Соловьев и Морозов выхватили револьверы и вырвались из толпы. Невооруженный Красильников был растерзан на месте. Соловьеву удалось скрыться, а за Ермаком упорно гнались. Он отстреливался на бегу, но черносотенцы его настигли, сшибли с ног и избивали до тех пор, пока он не потерял сознание. В больнице, куда был доставлен Василий Евлампиевич, не верили в его выздоровление, однако богатырская натура победила, он остался жив.
Морозов ВЕ во Владимирской тюрьме после побега. (фото из семейного архива Шепелева ДВ) |
Незамедлительно последовал арест. Из Иваново-Вознесенска следственные власти перевели его во Владимир. Условия в тюрьме были тяжелыми. В. Е. Морозов составляет план побега и осуществляет его вместе с тридцатью семью заключенными. Но не пришлось Ермаку увидеть волю. На ст. Новки его поймали, вернули в тюрьму и заковали в кандалы. 9 февраля 1907 г. состоялся суд присяжных. Он признал, что 22 октября 1905 г. Морозов действовал в порядке самозащиты и снял с него обвинение в преднамеренном убийстве. Однако жандармы, видя в В. Е. Морозове непримиримого врага, не выпустили его на свободу, а возбудили дело о побеге из тюрьмы. На этот раз военный суд приговорил его к 10 годам каторжных работ, а так как Ермак предпринимал еще несколько попыток побега, то срок каторги увеличился до 12 лет.
Только глубокая вера в неизбежную победу рабочего класса, молодость и природные физические силы позволили ему выдержать невыносимый тюремный гнет. За «строптивость» и «нарушение режима» Морозова сажали в холодный сырой карцер на хлеб и воду на недели и даже на месяцы. Из владимирской каторжной тюрьмы в 1910 г. его перевели в московские «Бутырки», где режим был не менее суровым.
Февральская революция 1917 г. не принесла освобождения Ермаку. Только благодаря вмешательству Иваново-Вознесенского Совета рабочих и солдатских депутатов и большевиков-подпольщиков А. С. Бубнова, О. А. Варенцовой, находящихся в то время в Москве, Василий Евлампиевич в конце марта 1917 г. был выпущен на свободу.
Сразу по выходе из тюрьмы Морозов по направлению Московского комитета большевиков идет в солдатские казармы, где знакомится с настроением масс, убеждает солдат встать на сторону революции. В те дни он попросил у Московского комитета РСДРП(б) разрешения съездить на родину. Только четыре дня пробыл Василий Евлампиевич дома, повидался с товарищами и снова уехал в Москву. Поступил рабочим на механический завод «Бромлей» и с присущей ему горячностью продолжал партийную работу.
Его избрали депутатом Моссовета и в заводской партийный комитет. Василий Евлампиевич стал одним из организаторов и начальником отряда Красной гвардии на заводе. В Октябрьские дни его отряд мужественно сражался на баррикадах, участвовал в уличных боях. В. Е. Морозов под градом пуль доставлял боеприпасы, оружие. На шестой день сражений, накануне победы, машина, на которой он вез патроны, попала под обстрел юнкеров. Ермак был тяжело ранен. На перевязочном пункте он скончался от потери крови.
Похоронили его на Красной площади у Кремлевской стены вместе с другими героями Великой Октябрьской социалистической революции.
Его имя присвоено одной из улиц и установлен памятник на Мемориале «Красная Талка» в г. Иваново.