Генкина О.М.
- Подробности
- Категория: Имена
- Создано 07.01.2021 20:53
- Опубликовано 07.01.2021 20:53
- Просмотров: 1007
ГЕНКИНА Ольга Михайловна
Соня, Мария Петровна
14 (2) октября 1882 г.— 29 (16) ноября 1905 г.
Генкина отдала делу рабочего класса все свои силы и знания, она отдала ему самое ценное и дорогое — свою жизнь...
«Новая жизнь». 25 ноября 1905 г.
4 ноября 1905 г. из Нижнего Новгорода Ольга Генкина сообщала матери: «...Что касается лично меня, то я, вероятно, через недельку уеду в Иваново-Вознесенск, так как там очень нужны работники». Эти строки были написаны ею после получения предложения Московского комитета РСДРП выехать в Иваново-Вознесенск для ведения военно-организационной и пропагандистской работы. К тому времени молодая революционерка уже пользовалась заслуженным авторитетом в социал-демократических организациях Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода.
О. М. Генкина родилась в Калуге в семье врача. Вскоре родители переехали в Москву. Здесь она окончила гимназию и в 1901 г. поступила в Петербургский медицинский институт, где, став активным членом студенческого кружка, летом 1902 г. вступает в РСДРП. Ей поручают роль связной, привлекают к распространению листовок, нелегальной литературы.
Изучение теории марксизма, тесная связь с Петербургским комитетом большевиков, живое общение с революционерами-профессионалами и рабочими Выборгского района способствовали быстрому росту политической зрелости Ольги Михайловны. Большевик А. В. Шотман, хорошо знавший Генкину по совместной партийной работе, отмечал ее беззаветную преданность делу рабочего класса, сравнивал молодую революционерку с Софьей Перовской. Возможно, поэтому она и получила партийную кличку Соня. Активный участник петербургского подполья В. П. Новиков писал о Генкиной: «... Я встретил ее впервые осенью 1903 г., когда она исполняла функцию организатора техники при одном из районов Петербурга. Я помню милое прекрасное лицо, вечно смеющееся; помню ее большие черные, горящие молодостью и жизнью глаза». Оптимизм, жизнерадостность дополнялись у Генкиной целеустремленностью и решительностью.
Ее деятельность вскоре привлекла внимание охранки. В ночь с 24 на 25 февраля 1904 г. у нее на квартире во время обыска были обнаружены прокламации, нелегальные брошюры, конспиративные записки. Последовал арест, а затем суд по делу Петербургской организации РСДРП. Через пять месяцев ее освободили под крупный залог. Ольга Михайловна уехала в Москву, где вновь включилась в партийную работу. Пробыв в Москве лето, она возвратилась в столицу.
Однако на свободе пробыла недолго. О кровавых событиях на Дворцовой площади 9 января 1905 г. Генкина узнала уже находясь в одиночке. Из тюрьмы вышла весной 1905 г. и вскоре вынуждена была из-за преследований полиции перейти на нелегальное положение. Под кличкой Мария Петровна и с паспортом на имя Меленевской она уезжает в Нижний Новгород.
Потеряв ее след, полиция в мае 1905 г. спешно направила во многие губернские города запрос: «Благоволите произвести розыск... дочери надворного советника Ольги Михайловны Генкиной; результаты розыска телеграфировать в охранное отделение не позднее 24 числа».
В Нижнем Новгороде О. М. Генкина работала вместе с Я. М. Свердловым, Н. А. Семашко и другими видными большевиками, руководила «техникой», в Сормове и Канавине создала боевые организации. Она вела занятия в рабочих кружках, читала лекции пропагандистам. 8 сентября последовал новый арест. Освобождение принесли горячие дни всеобщей октябрьской политической стачки. 18 октября 1905 г., выступая на митинге, Ольга свою короткую, но яркую речь закончила словами: «Да здравствует революция! Долой самодержавие! К оружию, товарищи, к оружию!»
В связи с подготовкой к «вооруженному восстанию Нижегородский комитет РСДРП преобразовал свою военную группу в военную организацию. В нее вошла и Ольга Михайловна. В середине ноября по заданию Московского комитета РСДРП она выехала в Иваново-Вознесенск с оружием для местной боевой дружины. Приехав в город, О. М. Генкина оставила опасную ношу в комнате отдыха вокзала, а сама направилась в город разыскивать конспиративную квартиру.
В это время железнодорожная полиция была уже извещена о приезде «подозрительной личности». В ее чемодане обнаружили 10 револьверов и несколько сотен патронов. Когда Ольга Михайловна вернулась за вещами и вошла в вокзал, там уже собралась толпа черносотенцев, требуя выдачи «крамолки». Увидя возбужденные, злые лица, Ольга повернулась к двери, чтобы уйти, но путь ей преградил жандарм, приказав следовать за ним. В кабинете железнодорожной полиции начался допрос. Приезжая отказалась отвечать на вопросы. Вечером арестованную вывели из здания для препровождения в тюрьму, и здесь она была зверски убита натравленной на нее жандармами толпой черносотенцев.
В некрологе, опубликованном в газете «Новая жизнь», товарищи О. М. Генкиной по борьбе писали: «Вся твоя жизнь, твоя энергия, преданность делу и самоотверженность вселяют в нас страстную жажду продолжать работу и вести ее так же неуклонно, как вела ее ты».
Именем Генкиной в Иванове названы улица и площадь, а у здания вокзала высится ныне величественный монумент в память о подвиге молодых революционерок.
Иваново. Старый ж.д. вокзал. Площадь Генкиной. |