Что скрывает фасад «Трансмашхолдинга»

http://gazeta-pravda.ru/index.php/item/708-что-скрывает-фасад-«трансмашхолдинга»

Автор Альберт СПЕРАНСКИЙ. Председатель совета Общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».

Крупнейший производитель железнодорожной техники гонит брак и воюет с рабочими

На днях государственные телеканалы показали ритуальную встречу председателя совета директоров «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева с президентом Владимиром Путиным. Как друзья, так и завистники господина Бокарева смогли убедиться в его влиятельности, могуществе и… безнаказанности. Наблюдали за телерепортажем и тысячи рабочих, которым хорошо известна не парадная, показушная, а реальная ситуация на предприятиях холдинга: пренебрежение к людям труда, забвение основных принципов производства качественной машиностроительной продукции.

Пыль в глаза

Вот что нам показали на экране:

В. Путин: «Насколько я понимаю, «Трансмашхолдинг» работает уверенно и, несмотря на все сложности, даже набрал определённые обороты».

А. Бокарев: «Да, за четыре года это особенно заметно… И я бы Мытищи хотел отметить в нашем холдинге, потому что именно метростроение является одним из основных наших направлений… Развитие этого завода является одним из основополагающих в рамках «Трансмашхолдинга».

Далее Бокарев рассказал о том, что заработная плата в холдинге поднялась за три года с 24 до 39 тысяч рублей. На мытищинском машино-строительном заводе сейчас получают и вовсе по 50—55 тысяч рублей!

По всему было видно, что Путин и Бокарев остались довольны друг другом: пустили пыль в глаза телезрителям. Впрочем, рабочие предприятий «Трансмашхолдинга», которые наблюдали этот «телепротокол», знают, как обстоят дела на самом деле. О трагедии известнейшего в стране Тверского вагонного завода, который тоже входит в «Трансмашхолдинг», надо рассказывать отдельно. Скажу лишь, что здесь попросту нет заказов. Работников хотят перевести на четырёх-, а то и трёхдневную рабочую неделю, многих вагоностроителей предполагается отправить в этом году по нескольку раз в отпуск. Кроме того, ожидаются значительные сокращения персонала завода.

Что касается мытищинского «Метровагонмаша», то господин Бокарев и тут выдал желаемое за действительное. К примеру, на вагонном производстве недавно «чистыми» начислили всего по 17 тысяч рублей. В целом же зарплата на заводе не превышает тридцати тысяч рублей, но никак не составляет 55 тысяч, о которых поведал телезрителям Бокарев. Лишь в некоторых цехах, с большой загрузкой, зарплату работников дотягивают до 40 тысяч рублей.

Администрация пересмотрела нормы выработки, естественно, в сторону повышения. Никаких обоснований тому нет: ведь новых технологий, новых инструментов на производстве не появилось. Очевидно, что, снижая оплату труда рабочим, руководство перекладывает на них потери, возникшие из-за штрафа, который завод был вынужден выплатить метрополитену за поставку некачественных вагонов.

Первым восстал 217-й цех: 210 человек подписали заявление на имя генерального директора, а также в прокуратуру и в адрес президента страны. Попросили всего лишь разобраться с причинами снижения оплаты труда. Внятного ответа так и не последовало: вряд ли можно назвать полученные отписки ответом. Поэтому рабочие мытищинского «Метровагонмаша» решили объединиться для борьбы за нормальные условия труда, создали свой профсоюз.

Бракоделыза работой

Много вопросов возникло перед новым профсоюзом, который вошёл составной частью в российское объединение «Защита». Оказалось, что иногда до 50 процентов времени рабочие тратят на устранение брака, — отсюда и низкая зарплата. Главной же причиной брака оказалось низкое качество комплектующих. В боевом листке «Союз рабочих», который стал выпускать рабочий профсоюз, много внимания уделяется борьбе за высокое качество продукции, предложениям по устранению заводского брака.

Как раз в это время откомандировали в другой цех председателя профкома нового профсоюза Вячеслава Бабочкина. Его поставили в бригаду пневматиков, где создают тормозную систему для вагонов: производят сборку тройников, распределителей воздуха. Бабочкин обратил внимание на то, что из-за укороченной резьбы муфта, одна из основных деталей тормозной системы, не доходит до тела тройника на 5 миллиметров. Он обратился к главному технологу цеха Терентьеву: может, не тот номер детали взяли? Тот успокоил: всё в порядке, так, мол, положено. Стал разъяснять, что для прочности соединения наматывают лён, пять миллиметров пространства как раз отведено для этого. Опытный рабочий Бабочкин не удовлетворился таким ответом и обратился к чертежам изделия. Оказалось: все детали должны примыкать вплотную, на чертеже нет никакого зазора. Просто в цех завезли не тот номер тройников.

Выяснив это, кадровый рабочий Бабочкин отказался ставить деталь, не соответствующую чертежам, и обратился к начальнику ОТК: «Почему в цех доставили не те тройники»?» Вместо того чтобы встревожиться, начальник ОТК отмахнулся от болеющего за дело рабочего, как от назойливой мухи: мол, кто ты такой, чтоб указывать, что и как надо делать? Работаешь — вот и работай, сопи в две дырки.

Вот и сопит рабочий народ. С силой натягивают (иногда даже с помощью кувалды) резьбу на тормозной муфте, насилуют тройник. Втулка-то чугунная, уступает по прочности стали, поэтому сталь дорезает (грубо, неточно, как получится — так и получится) эту резьбу. В результате возникают микротрещины, которые не увидишь невооружённым глазом. Трещины затем быстро разрастаются во время эксплуатации. А ведь это — тормозной агрегат пассажирского вагона метро. Не один десяток вагонов колесит сегодня с заводским браком. В любую минуту такие тормоза могут отказать, и тогда авария неизбежна.

Этот неудобный Бабочкин

Обо всём происходящем в цехе Бабочкин сообщил в письме генеральному директору завода Андрееву. Выписал номера тройников, номера труб, которые ошибочно доставили не по адресу. Добавил к этому ещё и предупреждение: если не примете меры к тому, чтобы из цехов завода не выходили вагоны с бракованными тормозными системами, профсоюз обратится в СМИ.

Ответ был неожиданным: рабочему запретили заходить в кладовую цеха, мастеров цеха обязали следить за каждым его шагом — не дай бог ещё чего найдёт. Ведь до случая с тройниками Бабочкин обнаружил в кладовой 5 тысяч бракованных крючков, которые должны поддерживать воздушные магистрали тормозной системы вагона. Крючки были загнуты не по диаметру трубы, которую они держат, а под прямым углом. Труба под давлением начинает провисать и вибрировать, а может и оторваться. После обращения Бабочкина к начальнику технического бюро тому пришлось признать, что крючки — бракованные.

Рабочий профсоюз вышел ещё с одним письмом на генерального директора, в котором говорилось, что на предприятии, по сути, отсутствует организация производства. Первое дело для рабочего — выполнение сменного задания, а заданий-то нет. На основании регулярных сменных заданий должна идти предварительная комплектация деталей по узлам. Каждый работник, согласно дневному плану, обязан подготавливать нужный инструмент и приспособления. Но если сменных заданий нет, то как рабочий может ритмично делать норму?

Члены профсоюза обратились также к исполнительному директору, объяснили ему ситуацию со сменными заданиями. Тот пообещал разобраться. И разобрался: сменные задания выдавать стали, но совершенно формально — об обязательном обеспечении фронта работ деталями, инструментом никто не заботится. Если такая организация труда на этом заводе, что уж говорить о других, менее «раскрученных» предприятиях. А ведь в прежние времена на «Метровагонмаше» комплектовщики, грузчики шли впереди, подготавливали всё необходимое для рабочего дня. Специалистам в инструментальной по талончикам выдавали соответствующий инструмент. К сожалению, все эти заводские традиции забыты.

Убедившись, что по доброй воле руководство завода наводить порядок не желает, профсоюз отправил письмо в прокуратуру, чтобы оттуда прислали проверяющих для контроля качества продукции, которая часто выходит из цехов со скрытым браком, а это может привести к тяжким последствиям во время эксплуатации подвижного состава. И ещё попросили, чтобы по цеху прокурора провёл не начальник, а представитель рабочей организации. Иначе начальник заговорит зубы проверяющему так же, как это сделал босс Бокарев в разговоре с президентом. Гость из прокуратуры должен увидеть все места, где появляется опасный для жизни пассажиров брак.

Прокуратура ответила, что такая проверка не в её компетенции, и переправила письмо в службу по труду и занятости, которая до этого уже отказалась от сотрудничества с профсоюзом. Круг замкнулся. Выходит, государству не нужны квалифицированные, ответственные рабочие, способные бороться за качество продукции?

Бабочкин признаётся, что когда он пришёл на завод, то на нынешний производственный развал долго старался, как и многие другие, не обращать внимания. Но не выдержал: совесть взбунтовалась, за державу стало обидно. Так он и стал одним из инициаторов создания необычного рабочего профсоюза, который не замкнулся на вопросах защиты интересов работников, а борется за повышение качества продукции, за её безопасность.

За державу обидно!

Профсоюз долго не признавали на заводе. Организация подала заявление в прокуратуру и Федеральную службу по труду и занятости. Оттуда отправили запрос работодателю, а он ответил, что у них такого профсоюза нет. Председатель заводского профкома, традиционного профсоюза ФНПР, Сергей Коршунов, который в основном защищает начальство, высокомерно назвал альтернативную организацию «псевдопрофсоюзом», обвинил рабочих-активистов в подрыве деловой репутации предприятия. Угрожал, что завод будет судиться со смутьянами. После получения такого ответа с завода федеральные службы, которые должны следить за выполнением российских законов, успокоились. Пришлось профсоюзу «Защита» судиться, отстаивать право на жизнь, право на существование организации.

Судиться администрация завода любит, для этого здесь есть целый юридический отдел. Прошло уже четыре судебных заседания по иску против профсоюзных активистов, выступивших в защиту своего товарища. Дело в том, что слесарю-ремонтнику из заводской типографии Алексею Левашову уже два года не выплачивали премию. Он попал в немилость, когда отказался бесплатно выполнять дополнительно к своим основным обязанностям, без оформления совместительства, работу низкой квалификации. Профсоюз организовал в защиту Левашова пикет с плакатами. На одном из них было написано: «Где деньги, Тань? Начальник типографии Т.И. Алехина, хватит грабить!» Вот за эти слова, которые якобы смертельно обидели начальницу типографии Татьяну Алехину, она и подала в суд на Левашова. Требует теперь защиты своего доброго имени и компенсации за «моральные страдания» в сумме аж 500 тысяч рублей. А разве Левашов, два года не получая положенной ему премии (а это почти 50 процентов зарплаты), морально не страдал? Прошло уже четыре судебных заседания по иску Алехиной, свидетели — заводские топ-менеджеры — на её стороне.

Осенью прошлого года на «Метровагонмаше» заговорили о реорганизации. Обычно этими словами прикрывают сворачивание производства. Первым делом решили разрушить свободный профсоюз. Вместо 117-го цеха, где в основном работают члены «Защиты», создали цех под номером 417. В него стали переводить рабочих из прежнего цеха. Но не всех: профсоюзным активистам предложили уволиться. Попал под сокращение и Вячеслав Бабочкин, а он, между прочим, отец пятерых детей, младшему из которых всего три года. Кто их теперь будет кормить? Ведь найти новую работу в городе не так-то просто.

Ну уволили Бабочкина — только кому от этого лучше стало? Заводу? Стране? Очень сомнительно. У Бабочкина пятый квалификационный разряд, у его тоже уволенного товарища — четвёртый, вместо них мобилизуют в новый цех мало что умеющих рабочих второго разряда. Зато они начальству не перечат, делают, что прикажут, беспрекословно. В том числе брак.

…Оформляя увольнение, Бабочкин в последний раз зашёл в свой цех. Рабочие курили, находясь в очередном простое: сварщики из 317-го цеха, где варят кузова, что-то неправильно приварили, и пока брак не переделают, другие цехи вынуждены ждать. Наверное, у сварщиков тоже профессионалов сократили и набрали «второразрядников».