Диалектика общественного развития

 

Диалектика общественного развития

Выступление члена Совета областного «Союза рабочих»

Панюшкиной Елены Николаевны

на заседании Круглого Стола

«Историческая закономерность и революционная инициатива»

7 июня 2016 года                                                                                      г. Иваново

В отличие от всех прежних философских учений, являвшихся достоянием одиночек или небольших школ, диалектический материализм возник как теоретическое революционное знамя рабочего класса. Старый материализм стремился лишь к тому, чтобы объяснить мир, тогда как перед пролетариатом встала задача не только объяснить, но и изменить мир, уничтожить капитализм, построить новое, бесклассовое, коммунистическое общество.

Действенность, революционная практическая направленность составляет самую существенную черту диалектического материализмаименно потому, что он был последовательно применён к объяснению истории общества, к стратегии и тактике классовой борьбы пролетариата.

Коренной вопрос философии, вопрос об отношении бытия и сознания, является коренным, главным вопросом и для общественной науки. Маркс и Энгельс впервые дали научный ответ на этот вопрос и в применении к обществу; они пришли к выводу, что не общественное сознание определяет собою общественное бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет собою общественное сознание.

Каков способ производства, господствующий в обществе, таково в основном и само общество, таковы его идеи и теории, политические взгляды, политические и правовые учреждения. Так, например, при капитализме господствующий способ производства основан на частной собственности класса капиталистов на средства производства, на эксплуатации пролетариата капиталистами, на господстве буржуазии над рабочим классом. Соответственно господству буржуазии в сфере производства ей принадлежит господство во всех остальных областях общественной жизни – политической, правовой, идеологической.

Общественные идеи, взгляды и соответствующие им учреждения, возникнув как отражение общественного бытия, сами оказывают затем влияние на породившие их экономические условия, на общественное бытие, становятся активной, мобилизующей и преобразующей силой. При этом их воздействие на базис общества может быть двояким: новые, передовые идеи и учреждения облегчают и ускоряют разрешение назревших исторических задач; старые, отжившие, реакционные политические учреждения, идеи и теории тормозят развитие общества.

Общественные идеи, взгляды являются отражением условий материальной жизни общества. Так, например, в условиях капитализма, основанного на антагонизме классов и на национальном угнетении, процветает буржуазная идеология национальной и расовой исключительности. В условиях советского социалистического общества, где уничтожены национальное неравенство и эксплуатация человека человеком, проповедь национальной и расовой исключительности является преступлением и карается законом; здесь господствует идеология дружбы и равенства народов. Изменение способа производства вызывает изменение общественных идей, теорий, политических учреждений. Возникновение новых общественных идей, взглядов, теорий, политических учреждений служит выражением и показателем происшедших изменений в условиях материальной жизни общества, в способе производства.

Маркс установил закономерность общественной жизни, истории общества. Капитализм пришёл на смену феодализму не случайно, а необходимо, закономерно. Его возникновение необходимо вызывалось определёнными материальными условиями: товарное производство на известной ступени развития неизбежно порождает капиталистические отношения; это – закон экономического развития. Социализм приходит ныне на смену капитализму также не случайно, а закономерно.

Действующие в обществе законы носят различный характер: одни из них присущи всем общественным формациям, другие свойственны лишь антагонистическим формациям, третьи представляют собой такие специфические законы, которые свойственны только данной общественно-экономической формации.

Например, ЗАКОН об определяющей роли условий материальной жизни в развитии общества, или ЗАКОН об определяющей роли производительных сил по отношению к производственным отношениям и об активном воздействии производственных отношений на развитие производительных сил, или ЗАКОН об изменении общественной надстройки в результате изменения экономического базиса общества – ЭТИ ЗАКОНЫ имеют силу для всех общественно-экономических формаций; изменяется лишь форма проявления этих общих законов в каждой общественной формации в силу особых условий их действия внутри этих формаций. Конечно, общие законы существуют не сами по себе, а только в этих особых формах своего проявления.

ЗАКОНЫ борьбы классов, напротив, свойственны только антагонистическим общественным формациям, основанным на антагонизме классов. Этих законов не было в течение десятков тысяч лет существования первобытно-общинного строя; они перестают действовать с уничтожением классов.

Общественный, исторический закон подобно законам природы выражает устойчивое в отношениях между явлениями, то, что с определённой правильностью, необходимой последовательностью повторяется. Но если в природе закон выступает как результат взаимодействия слепых, стихийных сил, то в обществе закон есть результат взаимоотношений и действий людей, одарённых сознанием и волей. Исторические события без участия людей, без их деятельности невозможны. Историческая необходимость осуществляется не помимо деятельности людей, а через их деятельность.

Исторический материализм впервые научно объяснил решающую роль народных масс в истории. Так как история человеческого общества представляет собой прежде всего смену способов производства материальных благ, а главной силой производства являются производители материальных благ, трудящиеся, то история общества есть в сущности история народных масс, история народов, история трудящихся. Народ является главной движущей силой истории.

Действия людей исторический материализм свёл к действию больших масс, общественных классов, различающихся по их отношению к средствам производства, по их различному положению в системе общественного производства. Марксистская теория классовой борьбы явилась величайшим завоеванием общественной науки. «Что стремления одних членов данного общества идут вразрез с стремлениями других, что общественная жизнь полна противоречий, что история показывает нам борьбу между народами и обществами, а также внутри них, а кроме того ещё смену периодов революции и реакции, мира и войн, застоя и быстрого прогресса или упадка, эти факты общеизвестны. Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы». (В. И. Ленин, Соч., т. 21, изд. 4, стр. 41.) Классовая борьба являлась и является исторически неизбежной, закономерной, порождаемой антагонистическими способами производства.

Необходимость смены общественного, например капиталистического, строя означает, что самими условиями своей жизни массы побуждаются к борьбе за установление нового строя.

В условиях империализма происходит усиление не только относительного, но и абсолютного обнищания рабочего класса. Обострение противоречия между трудом и капиталом ведёт к неизбежному революционному взрыву, к социалистической революции пролетариата.

«Либо отдайся на милость капиталу, прозябай по-старому и опускайся вниз, либо берись за новое оружие – так ставит вопрос империализм перед миллионными массами пролетариата. Империализм подводит рабочий класс к революции» (И.В.Сталин, Соч., т.6, стр. 72.).

Общественные, политические порядки, отжившие свой век, становятся невыносимыми. И тогда у передовых классов возникает более или менее ясное сознание необходимости уничтожить старый строй и создать новый строй, опирающийся на те материальные условия, которые созрели для него в недрах старого общества.

Чем шире в массах распространяется сознание необходимости уничтожить капиталистический строй и желание заменить его новым, высшим общественным строем, тем быстрее произойдёт эта смена. Именно революционные периоды, указывал Ленин, отличаются большей широтой и большим богатством событий, большей сознательностью масс, большей смелостью и яркостью исторического творчества по сравнению с периодами мещанского, реформистского «прогресса».

Игнорирование людьми общественных законов всегда мстит за себя. Те, кто действует вопреки общественным законам, вопреки объективному направлению исторического развития, не достигают своих целей, терпят крах.

Отрицание буржуазными социологами, историками и публицистами объективных законов истории общества диктуется им страхом перед неумолимой исторической необходимостью. Не могут признать идеологи буржуазии историческую неизбежность гибели капитализма и торжества сил социализма! А их софизмы, отрицающие закономерность развития общества, рассчитаны на то, чтобы подорвать уверенность рабочего класса в победе социализма, уверенность в возможности предвидеть ход событий и сознательно преобразовать общество. Зверский гнёт капиталистов над рабочими, подавление забастовок рабочих буржуазным государством, империалистические войны и колониальный гнёт социальные дарвинисты сводят к дарвиновской борьбе за существование, объявляют естественным биологическим законом.

Эта мировоззренческая позиция, в основе которой лежит социально-политическая «нейтральность», воздержание от социально-критических оценок, суждений и от партийных выводов, является объективистской. Объективизм предполагает нигилизм по отношению к миру человека. Он как бы отсекает социальный и культурно-классовый субъективизм. Буржуазные идеологи рассматривают развитие общества как плавный, эволюционный процесс, в ходе которого социализм придёт постепенно, самотеком, как фатальный результат экономического развития без классовой борьбы, без революций.

Путин при вступлении на пост президента так и сказал: никаких революций и никаких контрреволюций больше не будет.

В борьбе с оппортунизмом «экономистов» и меньшевиков Ленин и Сталин, отстаивая философские основы общественной теории Маркса, в дальнейшей разработке исторического материализма основное внимание сосредоточили на всестороннем обосновании значения революционной деятельности и исторической инициативы масс, на разработке вопроса о роли субъективного фактора в истории: роли социалистической сознательности пролетариата, передовых идей и передовой марксистской теории, величайшей роли марксистской пролетарской партии, передовых политических учреждений в развитии общества.

«Марксизм отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, – а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами». (В. И. Ленин, Соч., т. 13, изд. 4, стр. 21–22.)

В отличие от марксистско-ленинской живой научной мысли, субъективизм – это мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов природы и общества, а также утверждение главенствующей роли личности, отдельного субъекта в процессе преобразования общества. Они признают лишь волю, сознание и политическую силу в качестве движущих сил истории и революции.

В субъективизме – источники различных извращений марксизма-ленинизма: правого ревизионизма (мешанина марксистских принципов с субъективистскими концепциями рационализма и прагматизма) и левого ревизионизма (подмена творческого метода марксизма системой субъективных догм, ведущих к волюнтаризму). Сегодня левые рекомендуют политикам принимать решения на основе ненаучных установок, пренебрегать мнением масс, классов, личностей и полагаться на всесилие административного ресурса. Как правило, это ведёт к провокациям против народа.

Ленин всегда выступал и против объективизма и против субъективизма в борьбе с волюнтаристами, анархо-синдикалистами, троцкистами, отрицавшими по существу материально-технический фактор и условия жизни общества.

Без правильного научного понимания структуры субъективного фактора трудно разобраться в его понимании сегодня. Каковы же главные элементы этой структуры?:

        сознательность масс (классов, партий), овладевших идеями и теорией революции; отвечая стихийно пробуждающемуся недовольству масс, теория способна не только овладеть их сознанием, но войти в их плоть и кровь. Это и выражают известные слова: теория становится материальной силой, когда она овладевает массами. По Ленину – без теории не может быть революционного движения. Поэтому политические партии пролетариата «должны уметь возбуждать у масс революционные настроения» методом сочетания теоретической пропагандисткой работы с их практическим участием в классовых битвах. Тогда субъективный фактор формируется быстро и прочно. Иначе политический опыт масс остаётся на уровне стихийного здравого смысла, что не научно.

        организованность людей как материальное воплощение сознательности. Ленин: «без сознательности и организованности масс в борьбе с буржуазией о социалистической революции не может быть и речи» (ПСС, т.41, с.69). Работу партии Ленин ориентировал не только на время взрыва, но и на время затишья, когда от партии требуется политическая агитация для пробуждения широких масс. «А в критические минуты жизни народов бывало не раз, что даже немногочисленные передовые отряды передовых классов увлекали за собой всех, зажигали огнём революционного энтузиазма массы, совершали величайшие исторические подвиги». Ленин писал: «Все великие политические перевороты решались энтузиазмом передовых отрядов, за которыми стихийно, полусознательно шла масса». Руководящую роль партия завоёвывает и тем, что она всегда остаётся с массами, и тем, что она своей энергией воодушевляет и направляет их.

        психология и поведение масс различных классов и (отдельных социальных групп), т.е. морально-психологическое состояние людей, их энтузиазм, выдержка, твёрдость и др. моральные качества. Ибо в революции «моральный перевес, моральная сила подавляюще велика» (Ленин). т.п. «Людей масса, потому что и рабочий класс и все более и более разнообразные слои общества выделяют с каждым годом всё больше и больше недовольных, желающих протестовать, готовых оказать посильное содействие борьбе с абсолютизмом, невыносимость которого ещё не всеми сознаётся, но всё более широкой массой и всё острее ощущается».

        стихийная деятельность масс, т.е. выступления людей, не овладевших научным сознанием, но объективно выступающих по различным причинам против капитализма и его порядков. В «стихийность», попадают преимущественно две группы явлений: 1) задавленность людей, покорность их нищете и бесправию, привычка к угнетённому положению; 2) протест, возмущение, бунт, но обращённые лишь против непосредственного источника бедствий, носящие негативный характер, не освещённые общественной теорией.   

Последняя жадно, как губка, готова впитать в себя то или иное сознание – будь то буржуазная идеология или подлинная наука пролетарского социализма. Вот почему «всякое преклонение перед стихийностью рабочего движения, всякое умаление роли „сознательного элемента", роли социал-демократии означает тем самым, – совершенно независимо от того, желает ли этого умаляющий или нет, – усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих». Ленин призывает все силы революционеров-марксистов на преодоление этого величайшего препятствия в психологии всех трудящихся масс и слоёв.  Население страны, города, деревни может благоприятно относиться к победе пролетариата из-за его демократических преобразований или аграрных реформ, за суверенитет страны и т.п.

        зрелость (незрелость) субъективного фактора (революционного духа пролетариата). Как это понимать? Признаками зрелости являются такие элементы структуры, как:

– понимание большинством рабочего класса необходимости революции, решительной борьбы с диктатурой буржуазии; чёткое ощущение деления мира на «мы и они». «Решимость рабочего класса, – пишет Ленин, – его непреклонность осуществить свой лозунг – «мы скорее погибнем, чем сдадимся». Этот фактор толкает пролетариат к вооружённому бою и к военной победе…;

– наличие широкой поддержки авангарда рабочей партии со стороны непролетарских масс. «Рост массовых стачек, привлечение к борьбе других классов, состояние организаций, настроение масс, – всё это само собой укажет момент, когда все силы должны будут соединиться…» – говорил Ленин.

        роль субъективного фактора становится решающей тогда, когда он опирается на объективно подготовленную основу, когда подкрепляется материальными условиями, созревшими в жизни общества, и когда он проявляется в нужный исторический момент.

        ошибкой было бы думать, что революционные классы всегда должны выступать, когда переворот объективно назрел. То есть переворот назрел, но сил у революционеров – творцов этого переворота, недостаточно для его свершения. Тогда «общество гниёт, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия» (ПСС, т.11, с.366–367).

«Не из всякой революционной ситуации возникает революция» (Там же, стр. 190), – писал Ленин. Для превращения революционной ситуации в победоносную революцию пролетариата требуется, чтобы к совокупности объективных перемен, образующих революционную ситуацию, присоединились субъективные факторы: «...способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадёт», если его не «уронят»» (В.И.Ленин, Соч., т.21, изд. 4, стр. 190), наличие революционной партии, способной повести за собой массы в бой и вести их по правильному пути.

«Действительное воспитание масс никогда не может быть отделено… от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю». Революции представляют собой моменты в высшей степени напряжённых изменений и переломов в психике людей, огромных масс людей, целых народов. «В истории революций всплывают наружу десятилетиями и веками зреющие противоречия. Жизнь становится необыкновенно богата. На политическую сцену активным борцом выступает масса, всегда стоящая в тени и часто поэтому игнорируемая или даже презираемая поверхностными наблюдателями. Эта масса учится на практике, у всех перед глазами делая пробные шаги, ощупывая путь, намечая задачи, проверяя себя и теории всех своих идеологов. Эта масса делает героические усилия подняться на высоту навязанных ей историей гигантских мировых задач, и, как бы велики ни были отдельные поражения, как бы ни ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, – ничто и никогда не сравнится, по своему значению, с этим непосредственным воспитанием масс и классов в ходе самой революционной борьбы».

Но пока нет налицо этого обратного воздействия самой революции на психологию масс в условиях дореволюционных, «мирных», все социально-психологические наблюдения Ленина подчинены единственной задаче: как можно полнее учесть и соединить потенциальные силы в обществе, которые могли бы прямо или косвенно способствовать наступлению и победе революции. Ленин сформулировал установку в таких словах: «…собирать, если можно так выразиться, и концентрировать все те капли и струйки народного возбуждения, которые высачиваются русской жизнью в количестве неизмеримо большем, чем все мы себе представляем и думаем, но которые надо именно соединить в один гигантский поток».

Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин никогда и ни от кого не скрывали партийности марксизма-ленинизма. И исторический материализм они с самого начала создавали и развивали как глубоко партийную науку, которая является теоретической основой коммунизма, теоретическим оружием рабочего класса и его коммунистической партии. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела, прикрываемой гелертерски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являются материализм и идеализм». (В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 343.)

Необходимость создания такой мощной руководящей и организующей силы, какой явилась партия ленинизма, диктуется колоссальными задачами социалистической революции, которая есть дело творческой самодеятельности многомиллионных народных масс. Задачи партии заключаются в том, чтобы воспитать рабочие массы в революционном духе, привить им боевую решимость, поднять их на борьбу против капитализма, за государственную власть. Задачи партии в социалистической революции заключаются, далее, в том, чтобы подготовить и подтянуть резервы, выковать союз рабочего класса с полупролетарскими элементами населения, с миллионами трудящихся и эксплуатируемых масс, установить прочные связи с освободительным движением колоний и зависимых стран. Для победы пролетарской революции требуется точный учёт революционной ситуации, революционного кризиса, правильный выбор момента для вооружённого восстания. Все эти сложнейшие задачи революционной политики и стратегии требуют серьёзнейшей революционной работы в массах.

Партию Ленин расценивал не саму по себе, а по её позиции в отношении творца и решающей силы истории – народной трудящейся массы. Это – единственная мерка, которой её меряют и политическая практика и история. «…Всякая фальшь в позиции какой-нибудь партии приводит эту партию немедленно к месту по её заслугам». Исходя из этого понимания взаимоотношений партии и масс, Ленин уделял немало внимания не только психологии масс, но и психологии членов партии. Критикуя и Центральный Комитет за психологические недостатки, Ленин заканчивает тем, что они имеют прямое значение для политики: в политической борьбе остановка есть смерть. «От нас, – пишет Ленин, – ждут пропаганды примером: беспартийной массе надо показать пример».

Закончить моё сообщение хочу словами из статьи «Социализм в России: опыт, уроки, перспективы», автор Осадчий И.

«Недалеко то время, когда широчайшие трудящиеся массы прозреют и осознают: их главный враг – частная собственность, которая разъединяет людей, порождает непримиримый антагонизм и вражду, делит общество на горстку богачей, нечестным, спекулятивно-паразитическим или жульническим путём наживших свои капиталы, и абсолютное большинство обездоленных, ограбленных, прозябающих в нищете, обречённых на гибель и взрослых людей, и их детей, внуков.

Нынешнее состояние сознания и психологии многих людей ещё не выросло до осознания общеклассовых интересов, не поднялось до осмысления важности политической борьбы, ликвидации антинародного режима и утверждения власти трудового народа.

Коммунистам, социалистам, всем прогрессивным, социалистически ориентированным силам предстоит длительная и многотрудная борьба по освобождению сознания масс от этих рабских, невольнических инстинктов, от индивидуализма и эгоизма, от аполитичности, равнодушия и неверия в свои силы, борьба за сплочение и единство действий всех угнетённых, эксплуатируемых, обездоленных людей, за интернациональную солидарность всех трудящихся во всех странах, за рост и развитие сознательного, политически целеустремлённого протестного движения, за осознание классовых интересов, освобождение труда от гнёта и эксплуатации капитала. Иного пути у нас нет! И понимание этого, убеждённость в этом питают наш оптимизм и вселяют веру в неизбежность торжества нашего великого и в высшей степени справедливого дела...»

 

Литература

1. Белов Ю.П. Сталин и мещанство. Правда №31. 25-28 марта 2014.

2. Исторический материализм. Москва. 1950. Государственное издательство политической литературы. Оцифрована 22 апреля 2013 г.

3. Ленин В.И. ПСС.

4. Осадчий И. Социализм в России: опыт, уроки, перспективы. Научная цифровая библиотека ПОРТАЛУС. 2014.

5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М. 1978. Электронная библиотека.

6. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. СС. Т.

7. Тимошин Н.И. Субъективное и объективное в обществе. Самара. 2010-2011