Шагов Н.Р.

ШАГОВ Николай Романович

16 (4) марта 1882 г. — 9 июня 1918 г.

Николай Романович пользовался большим авторитетом. Этот авторитет он завоевал глубокой партийностью, принципиальностью, неутомимой борьбой за осуществление великих ленинских идей.

Из воспоминаний о Н. Р. Шагове

Июнь 1913 г. Шло очеред­ное заседание IV Государст­венной думы. В громадном зале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шагов Николай Романович (wikipedia)

 

Таврического дворца сту­чали пюпитрами, шумели и улюлюкали помещики, фабри­канты, лощеные адвокаты, «благочинные» в шелковых ря­сах. А на трибуне стоял высо­кий человек, бросал в лицо чер­носотенцам одну гневную фра­зу за другой.

— Русская деревня,— гово­рил он, — и после пресловутых столыпинских реформ остается такой же нищей, бесправной, как и при крепостном строе... Горстку богатеев-хуторян вы­дают за массу богатеющих кре­стьян! Казенную ложь о кула­ках выдают за правду о дерев­не!

Депутат Думы родниковский рабочий-ткач Николай Ро­манович Шагов от имени боль­шевиков выступал с речью по вопросу аграрной политики царского правительства. Про­ект этой речи был подготовлен В. И. Лениным1.

Родился Н. Р. Шагов в д. Клинцовка Костромской гу­бернии2, неподалеку от Родни­ков. Отец его отдал 50 лет жиз­ни фабрике Красильщиковой, а умер в бедности. Николаю с одиннадцати лет пришлось на­няться к тем же хозяевам. С 1904 г. Н. Р. Шагов стал посе­щать вечернюю рабочую шко­лу, брать из библиотеки книги и журналы.

В 1905 г. Николай Романович вступил в РСДРП. В июле он принял активное участие в стачке родниковских рабочих. В 1906 г. по заданию партийной организации Шагов с присущей ему энергией создает профсоюз текстильщиков. В 1907 г. он ор­ганизует первомайскую демонстрацию, распространяет нелегаль­ную литературу и прокламации большевиков, проводит массо­вые собрания, становится во главе организованного им в Родни­ках рабочего кооператива.

Царская охранка зорко следила за его деятельностью и дер­жала на счету как особо «неблагонадежного».

Осенью 1912 г. текстильщики Костромской губернии избрали Николая Романовича депутатом в IV Государственную думу. Вместе с семьей он переехал в Петербург. В большом городе все было ново, непривычно. Но мысли и заботы оставались те же — об улучшении жизни рабочих. Большевики-депутаты часто со­бирались в квартире Шаговых, горячо обсуждали дела социал-демократической фракции.

Депутатскую деятельность Шагова высоко ценил В. И. Ле­нин. В период борьбы с ликвидаторами и отзовистами депутат Шагов помещает в «Правде» письмо о единстве партии. В фев­рале 1913 г. Ленин откликается на этот документ статьей, в ко­торой говорилось: «Письмо в «Правду» депутата костромских рабочих Шагова... чрезвычайно ясно указало, на каких усло­виях рабочие считают осуществимым единство социал-демо­кратии»3. Когда меньшевики пытались дискредитировать Н. Р. Шагова, говоря, что он не выражает мнения рабочего клас­са, Владимир Ильич выступил со статьей «О расколе в русской социал-демократической фракции Думы». Приводя цифры, он отметил, что родниковский ткач Шагов имеет за собой голоса 91 тысячи рабочих.

Николай Романович принимал участие в Краковском и Поронинском совещаниях ЦК РСДРП, ездил в Финляндию, неод­нократно встречался с В. И. Лениным. Пользуясь неприкосно­венностью депутата, он некоторое время укрывал в своей квар­тире бежавшего из Нарымской ссылки Я. М. Свердлова. Каждое выступление Шагова в Думе являлось обвинительным актом самодержавию.

Огромную работу депутаты-большевики вели вне Думы, Ни­колай Романович поддерживал тесную связь с партийными ор­ганизациями Костромской губернии, часто бывал у своих выбор­щиков — рабочих Кинешмы, Вичуги, Родников. Летом приезжал в родные места, но не для отдыха, а для оказания помощи мест­ным социал-демократам и рабочим в их борьбе за свои права. Каждый его шаг контролировался полицией. И все же, обходя все препятствия, часто рискуя собой, он проводил нелегальные сходки и конференции партийцев. В 1914 г. в донесении минист­ру внутренних дел костромской губернатор писал: «...Мне отлич­но известно, что Шагов принадлежит к числу решительных ре­волюционеров и, следовательно, его задачи только и могут быть революционными...».

С началом первой мировой войны большевики-депутаты IV Думы, и в их числе Н. Р. Шагов, решительно выступили в за­щиту пролетариата. Проводя линию партии, они отказались голосовать за военные кредиты царского правительства, в своих речах разоблачали империалистический, антинародный харак­тер войны, поднимали рабочих на борьбу с самодержавием.

5 ноября 1914 г. вся большевистская фракция за участие в конференции, на которой обсуждался антивоенный манифест ЦК РСДРП, была арестована. По приговору суда Шагов и его то­варищи были отправлены на вечное поселение в Восточную Сибирь. В далекий Туруханский край за мужем - поехала и жена Прасковья Семеновна. Трудное это было время, но Шагов вместе с депутатом-земляком Ф. Н. Самойловым не терял связи с трудящимися текстильного края, оставался верным своим убеж­дениям.

Февральская революция 1917 г. освободила Николая Рома­новича из ссылки. Но на родину он вернулся тяжело больным и через год умер в костромской больнице.

Имя Н. Р. Шагова присвоено одной из текстильных фабрик Вичуги и улицам в Приволжске и Родниках.

1           См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 488—489.

2           В настоящее время — Родниковский район Ивановской области.

3           Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 22, с. 361.

Дополнительная информация